Баленсиага это дом мод, основанный Кристобалем Баленсиага – испанским дизайнером. Он ввел современную женщину в мир моды и стал, по словам Кристиана Диора «учителем всех нас». Его округлые юбки и несимметричные, женственные, но до сих пор ультрамодные формы стали визитными карточками дома.
Кристобаль Баленсиага открыл свой первый бутик в Сан-Себастьяне, Испания, в 1914 году. В последствии магазин расширился, и открылись филиалы в Мадриде и Барселоне. Испанская королевская семья и аристократия носили его одежду, но Гражданская война в Испании заставила его закрыть магазины, и Баленсиага переехал в Париж.
Баленсиага открыл свой дом готовой одежды в Париже на Авеню Георга V в августе 1937 года. На его первом показе было видно влияние черт испанского ренессанса. Успех Баленсиаги в Париже был практически мгновенным. Через два года французская пресса назвала его революционером, а его вещи стали очень модными. Кармель Сноу – издатель Harper's Bazaar стал первым чемпионом в его одежде.
Покупатели рисковали своей безопасностью и путешествовали в Европу во время Второй мировой войны, чтобы увидеть одежду Баленсиага. В это время его отмечали за «квадратный пиджак», рукава, вырезанные из одного куска с воротником и черные с белым ленты на ярко-розовой ткани.
Как бы то ни было, до конца послевоенных лет изобретательность этого дизайнера оставалась неявной. Его линии стали более прямыми и элегантными, найдя прочную основу в форме песочных часов, представленной Кристианом Диором. Текучесть его силуэтов позволила ему манипулировать отношениями между одеждой и телом женщины. В 1951 году он полностью трансформировал силуэт, расширив плечи и убрав талию. В 1955 году он разработал платье-тунику, которая потом превратилась в платье-рубашку в 1958. Среди других находок послевоенной эпохи был сферический жакет (1953), кукольное платье с высокой талией (1957), пиджак-кокон (1957), закругленная юбка (1957) и платье без пояса (1957). В 1959 году его работы получили кульминационное выражение в линии «Empire», где были платья с высокой талией и пиджаки на манер кимоно. Его манипуляции с талией, в частности, стали шагом к созданию нового женского силуэта.
В шестидесятых годах Баленсиага стал инноватором в тканях: он тяготел к тяжелым материями, сложной окантовке и толстым материалам. Воротники у него отстояли над ключицей, чтобы получалась «лебединая шея», а рукава были укороченными. Его миниатюрные, скульптурные создания, включая воронкообразные платья из жестко натянутого сатина, носили такие прославленные клиентки, как Паулина де Ротшилдьд, Банни Меллон, Марелла Агнелли, Глория Гиннес и Мона фон Бисмарк. Джекки Кеннеди расстраивала Джона Кеннеди, покупая дорогие изделия Баленсиага, когда он был президентов, поскольку он боялся, как бы американцы не посчитали такие покупки нарушением закона. Ее космические счета оплачивал тесть Джозеф Кеннеди.
Кристобаль Баленсиага оставил дом в 1968 году. Сейчас он принадлежит Gucci Group (PPR), а отделения женской и мужской одежды возглавляет Николас Гескьер (Nicolas Ghesquiere).
Существовали некоторые конфликты внутри дома Баленсиага, связанные с моделями Николаса Гескьера. Gucci group говорила, что если Баленсиага не станет прибыльным к 2007 году, то его заменят. Однако, его линия F/W 2005 line показала, что дом не только прибылен, но и привлекает множество известных покупателей, включая главного редактора «Vogue» Анну Винтур.
Дом Баленсиага разрабатывал платья, которые одевали Дженнифер Коннели и Николь Кидман на вручение Академической награды 2006 года. Кидман была также в платье от этого дома на своей свадьбе с Кейтом Урбаном.
Сегодня этот бренд также известен благодаря линии сумок в стиле байкерской культуры, особенно Lariat.